Этнографические исследованияБольше ста лет назад в одном этнографическом исследовании было очень точно подмечено: ««Женщина, хорошая хозяйка, в русской крестьянской семье знает прекрасно все предосторожности, которые надо принимать, зажигая, вздувая огонь, знает все формы его почитания. За непочтительное обращение хозяйки огонь карает весь дом пожаром». Поэтому относительно огня, в особенности домашнего очага, были широко распространены разные поверья и суеверные запреты: в огонь нельзя плевать, мочиться, бросать нечистоты. Зажигание нового огня должно было происходить по определенным правилам, с соблюдением известных обрядов.

Все это в той или иной мере свидетельствует о том, что огонь считался чистой и очищающей стихией. В основе подобной идеи лежали реальные факты, подтвержденные длительными наблюдениями: огонь и особенно дым костра и очага помогал людям освобождать жилье от всякого рода паразитов — гнуса, мошкары, комаров, москитов. Та же реальность отразилась и в повсеместном — у всех народов — использовании огня в народной медицине.

Трудно перечислить все способы использования этой его функции: прижигание больного места печной золой, окуривание, копчение, освящение лечебных средств. Так складывался — вероятно, еще во времена доклассового и раннеклассового общественного строя — сложный олицетворенный образ «духа огня», ставшего объектом религиозного почитания.

Мифологии разных народов уделяли огню большое внимание. В греческой и римской с огнем отождествлялся целый ряд божеств (Гефест, Прометей, Веста, Гестия и др.); так же было и в индийской (Агни).

В зороастризме огонь почитался как священная стихия и воплощение божественной справедливости. У народов Севера огонь представлялся в виде женского образа — матери, хозяйки очага и т. п., а у якутов и бурят — в мужском образе хозяина. Эта идея чистоты огня сохраняется доныне у всех приверженцев зороастризма (персы, гербы).

Храмы огня были, как это видно из археологических раскопок, в Средней Азии и в Закавказье. Из античных примеров культа огня самый характерный — почитание богини Весты в Риме. В ее честь был построен храм, где на очаге (жертвеннике) горел неугасимый огонь — символ крепости Римского государства.

За священным огнем следили жрицы-девочки или девушки, дававшие обет целомудрия и безбрачия, нарушение которого каралось смертью. Весталки (и особенно главная из них) пользовались целым рядом привилегий.

Одной из них было право освобождать от казни осужденных. Огонь Весты обновлялся в начале каждого календарного года. Алтари ее были и в частных домах — у входа в жилище.

Но античность знала и иной характер огня — буйный, разрушительный. Его персонифицировали боги Арес и Гефест в Греции, Вулкан — в Риме.

В этих образах, однако, присутствуют и иные черты: Арес — бог жестокой и истребительной войны, Гефест — бог кузнечного дела, Вулкан — божество не только разрушительной стихии огня, но и защитник от пожаров. Об организации труда в древнейшую эпоху охотничьего хозяйства почти ничего не известно. Здесь возможны лишь гипотезы.

Вероятно, облавные охоты требовали все же некоей организации: женщины добывали огонь и охраняли его, мужчины пользовались им при облавах. Уже тогда женщины — хранительницы огня (очага) были как бы стабильным центром орды (рода), мужчины — его более подвижной периферией.

Женщин и детей огонь очага сплачивал, отделяя от мужчин. В какую-то пока неясную эпоху произошел раскол рода на семьи. Тогда обнаружилось, что не всякий огонь хорош.

Появилось деление на «наш» и «не наш» огонь. Следы такого деления долгое время сохранялись едва ли не у всех народов Земли.

Казалось бы, никакого убытка в хозяйстве не будет, если одолжить головешку или горсть углей, но по этому поводу существовала масса ограничений и запретов: нельзя давать соседу огонь в определенные дни, нельзя быть слишком щедрым и т. д.

Комментарии запрещены.