В решении фасадов школьных зданий архитекторы в основном использовали три приема: членение плоскости стены вертикальными лопатками; подчеркивание богатым наличником центрального входа на гладкой плоскости стены и, наконец, третий прием — разбивка стены горизонтальными поэтажными тягами. Такой прием применялся главным образом в многоэтажных зданиях. На характере решения фасадов безусловно сказались способы наружной отделки стен. Массовое применение штукатурки приводило либо к использованию в отделке фасадов дорогостоящих и трудоемких архитектурных деталей, либо к упрощенным плоскостным решениям стены, покрытой штукатуркой и прорезанной большим количеством симметрично расположенных проемов. Как первый опыт отказа от использования мокрых процессов в наружной отделке можно привести облицовку фасадов бетонными плитами одновременно с кладкой, произведенную при строительстве школ на улице Куйбышева и Добромысленском переулке в Минске. Таким образом, типовые проекты этого периода сыграли определенную положительную роль в развитии школьного строительства.

Отличаясь от довоенных улучшенным объемно-планировочным решением, проекты школ обладали более организованной функциональной системой, отвечающей требованиям учебного процесса. Повсеместное внедрение единых типов школьных зданий позволило решить вопросы ориентации помещений и сделать первые шаги по пути стандартизации отдельных конструктивных элементов. Переход к политехническому обучению в средней школе явился важным этапом в развитии типа школьного здания. В связи с этим необходимо было внести изменения в типовые проекты школ с целью организации учебных мастерских и кабинетов, где бы учащиеся могли знакомиться с орудиями труда и основными приемами их применения. В учебные программы школ Белоруссии к 1955 г. были введены ручной труд в I — IV классах, практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках в V-VIII классах и, наконец, практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике в VIII-X классах.

Комментарии запрещены.